Квалификация муниципальных служащих как важнейший фактор эффективного местного самоуправления

Квалификация муниципальных служащих  как важнейший фактор эффективного местного самоуправления

21 сентября было организовано и проведено очередное заседание комиссии Общественной палаты Тамбовской области по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. Открыл и вел заседание председатель комиссии, генерал-майор в отставке, кандидат юридических наук Михаил Брончуков. На этот раз члены комиссии и приглашенные обсудили практику работы органов государственной власти и органов местного самоуправления области по повышению квалификации муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности.

Активное участие в дискуссии приняли директор правового департамента аппарата главы администрации Тамбовской области Александр Турецких, начальник управления по взаимодействию с органами местного самоуправления администрации области Александр Дерябин, официальный представитель прокуратуры Тамбовской области, а также заместители глав администраций Тамбовского муниципального района и городского округа г.Уварово.

- Мы считали и считаем, что авторитет власти зависит от того, кто эту власть олицетворяет. Органы местного самоуправления представляют люди, от компетенции которых, уровня решаемых ими задач зависит авторитет местных органов управления, - заявил Михаил Брончуков.

По коллективному мнению членов комиссии, эффективное функционирование муниципальной службы в Российской Федерации, её укомплектованность кадрами высокой квалификации, следует рассматривать в качестве одного из решающих факторов развития местного самоуправления.

Участником аналитической группы комиссии по подготовке заседания Валерием Уваровым вниманию аудитории был представлен доклад, ставший стержнем развернувшейся дискуссии.

В муниципальных образованиях Тамбовской области в соответствии со ст.35 закона от 20.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы, финансируемыми за счет средств местных бюджетов.

Согласно представленной информации, в 2016 г. за счет средств местных бюджетов подготовку, переподготовку и повышение квалификации прошли 459 человек (за 1 полугодие 2017г. – 199 человек), тогда как потребность в обучении указанных лиц составляет не менее 1000 человек в год.

- Из-за недостаточности средств местных бюджетов на подготовку и переподготовку муниципальных служащих по профилю деятельности проблема обучения вызывает тревогу. Не хватает квалифицированных специалистов в области правовых, экономических, финансовых, имущественных, земельных отношений, территориальных основ организации местного самоуправления, - подчеркнул Валерий Уваров.

Проведенный комиссией в рамках подготовки заседания анализ позволяет заключить, что слабость кадрового потенциала, во-первых, существенно влияет на авторитет органов МСУ среди населения области. Во-вторых, отсутствие необходимых знаний муниципальных служащих приводит к низкому качеству управленческих решений.

Так, органами прокуратуры области в 2016 г. выявлено и оспорено 3536 незаконных нормативных актов органов местного самоуправления. В первом полугодии 2017 г. выявлен и оспорен 2621 незаконный нормативный правовой акт органов МСУ. По сведениям управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области в 2016 г. принято с нарушениями 336 муниципальных правовых актов. В первом полугодии 2017 г. принято 94 муниципальных правовых актов с нарушениями.

Основными причинами отказов в государственной регистрации являются: не соответствие федеральному законодательству, нарушение установленного порядка принятия устава муниципального образования, а также наличие коррупционных факторов.

Отдельно участники заседания рассмотрели практику разработки и реализации программ развития муниципальной службы в Тамбовской области.

В соответствии с положениями Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», развитие муниципальной службы обеспечивается муниципальными программами развития муниципальной службы и программами развития муниципальной службы субъектов РФ, финансируемых соответственно за счет средств местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. Таким образом, в Тамбовской области должны быть 1 региональная программа и 274 муниципальные программы (планы). Однако долгосрочной целевой программы по повышению квалификации, профессиональной переподготовке муниципальных служащих и глав муниципальных образований Тамбовской области в администрации Тамбовской области в настоящее время нет.

Сегодня существует Государственная программа Тамбовской области «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 – 2020 гг.». В этой программе есть подпрограмма «Совершенствование государственного и муниципального управления». Ознакомившись с этой подпрограммой, рабочая группа отмечает недостаточный контроль за достижением целевых индикаторов подпрограммы со стороны ее исполнителей и соисполнителей.

По итогам заседания комиссии будут подготовлены и доведены до всех заинтересованных сторон рекомендации по существу рассматриваемого вопроса.